Кемский район Петрозаводск Лоухский район Калевальский район Беломорский район Сегежский район Костомукшский район Муезерский район Медвежьегорский район Пудожский район Кондопожский район Суоярвский район Пряжинский район Прионежский район Олонецкий район Питкярантский район Лахденпохский район. Сортавальский район

Константин Иванович Мейер (слева) и Николай Георгиевич МитрофановКонстантин Иванович Мейер (слева) и Николай Георгиевич Митрофанов.

Именно таков общий стаж работы в Медвежьегорских электрических сетях Константина Ивановича Мейера и Николая Георгиевича Митрофанова. Они пришли сюда в 50-х годах прошлого века и покинули свои рабочие места в начале века 21-го. Накануне Дня энергетика сам бог велел вспомнить, как тогда им работалось.

 В нынешнем году исполнилось 70 лет со дня основания Медвежьегорских электрических сетей. Это сейчас они входят в состав АО «Прионежская сетевая компания», являются одним из самых больших и лучших ее подразделений. 

Но их история начинается от Приказа министра Коммунального хозяйства Карело-Финской ССР от 18 августа 1947 года. 

Штат в первые дни существования городских электросетей составлял всего два человека – директор и старший бухгалтер. Чуть позже набрали еще семерых, тех, кто и занимался непосредственно обслуживанием линий электропередачи и подстанций. 

Протяженность электросетей напряжением 0,4 и 10 кВ тогда была всего двадцать шесть с половиной километров и две трансформаторные подстанции. 

Для сравнения: сегодня Медвежьегорский электросетевой участок АО «ПСК» обслуживает тридцать четыре километра линий электропередачи напряжением 35 кВ, триста девяносто шесть километров ЛЭП напряжением 6-10 кВ и двести семьдесят два километра линий напряжением 0,4 кВ. И сто сорок семь трансформаторных подстанций, девять больших подстанций. 

Как хозяйство увеличилось! 

«ТОГДА У НАС БЫЛА СВОЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ…»

Константин Иванович Мейер пришел на работу в городскую электросеть с 1952 году, Николай Георгиевич Митрофанов – в 1956-м. И удивительные вещи они рассказали мне. 

Я сам родился и некоторое время жил в Медвежьегорске, но никогда не знал, что город этот до 1965 года не был присоединен к единой энергосистеме страны.

Когда мои собеседники пришли в районную энергетику, Медвежьегорск получал электричество из близлежащего поселка Пиндуши! Ветераны рассказывают, что там стояла паровая турбина и была протянута от нее ЛЭП в город. «Да, город рос», - вспоминает Константин Иванович. – «Город рос, а электричества не хватало. Приходилось его по часам давать. Иногда и аварийно, так сказать, отключать, когда нагрузки росли».

Выручили Медвежьегорск тогда судовые дизельгенераторы, они давали электроэнергию городу почти десять лет. Николай Георгиевич Митрофанов как раз и пришел работать в электросеть дизелистом. Он смеется: «Пошел как-то в магазин, а там на стене объявление, требуются, мол, дизелисты. И чего не пойти, пришел, взяли на работу. Как раз первый дизель и монтировал». 

Медвежьегорск 50-е годы 

Первый был наш, советский судовой. Потом второй привезли – чехословацкую «Шкоду» - тоже судовой. А потом уже и танковый появился, на подхвате был. «Хорошие дизеля были», - вспоминает Николай Георгиевич, но шуму от них!»

Присоединили Медвежьегорск к единой энергосистеме лишь в июне 1965 года. Построили линию электропередачи напряжением 220 кВ от магистральной ЛЭП и мощную подстанцию. В это время, как раз, в Медвежьегорских электросетях появилась и небольшая диспетчерская служба. До этого вызовы на аварии дежурные монтеры принимали. 

А через некоторое время дизеля за ненадобностью демонтировали.

«ГДЕ ПРОФЕССИИ ЭНЕРГЕТИКА УЧИЛИСЬ? ДА ЖИЗНЬ УЧИЛА!»

Константин Иванович пришел в Медвежьегорские электросети учеником монтера, потом мастером работал, потом старшим мастером. А на пенсию уходил инженером ПТО. Спрашиваю его, где профессии учился, что заканчивал. «А ничего не заканчивал», - отвечает улыбаясь. – «Все мое образование – вечерняя школа. А остальное опыт. Жизнь учила нас, жизнь». Вспоминает, что электромонтеры практически все с таким «образованием» были: с профессиональным опытом.

И у Николая Георгиевича тоже вечерняя школа сначала была закончена, а позже – уже в семидесятых – заочно закончил техникум в Петрозаводске. После того, как дизеля уже городу не нужны стали пошел Митрофанов в электромонтеры. И больше тридцати лет так в этой должности и проработал.

ЗАЧЕМ ЭЛЕКТРОМОНТЕРУ УХВАТ?

Николай Георгиевич рассказывает, что монтеры на объезд линий в Медвежьегорске ездили на велосипедах. А к каждому велосипеду, кроме сумки с инструментами, были привязаны… багор и ухват. Да-да, тот самый, которым чугунки из печки доставали. «Зачем?!» - удивляюсь я. «А как же без них?» - удивляется в ответ Митрофанов. – «У нас же тогда ни подъемников, ни тракторов не было. Ухватами столб подопрем, багром зацепим, и поднимаем его, ставим на место. И выправляли покосившиеся столбы так же. Только в 1968-м у нас первый трактор «Беларусь» появился, с помощью его уже опоры ставили».

Кстати, монтеры Медвежьегорской электросети и бревна для опор на ЛЭП сами заготавливали. «Дадут нам лесную делянку у города», - говорит Константин Иванович. – «Садимся на «полуторку» с инструментом и едем туда. Пилим деревья, шкурим их, а подсохнут – и на линию электропередачи ставить. Так и жили».

«ТУЛА», «МУРАВЕЙ» И ДРУГАЯ ТЕХНИКА

«Да», - повторяет за другом Константин Иванович. – «Монтеры-то у нас точно на велосипедах ездили. Еще в электросетях в пятидесятые годы мотороллер «Тула» был. Потом еще один мотороллер купили, «Муравей» назывался. А на срочные вызовы дежурные электромонтеры у нас много лет на мопедах ездили. И ничего, все успевали делать, люди не жаловались! Из автомобилей была у нас та самая «полуторка», на которой опоры возили. Потом армейский «ЗИС – 5» нам перепал». 

Николай Георгиевич согласно кивает: «Я на этом «ЗИСе» ездил иногда, у меня права были. Потом нам «ГАЗ – 51» дали еще, это уже в шестьдесят девятом было… А машины – «вышки» к нам только в семидесятых пришли, это когда в Медвежьегорске уличное освещение появилось на бетонных опорах. Конечно, что было тогда и что сейчас – не сравнить. Но ведь работали!»

«А ЧЕГО ЖАЛЕТЬ? ЖИЗНЬ ХОРОШАЯ БЫЛА…»

«А коллектив какой у вас был», - спрашиваю. – «Дружный?» Друзья улыбаются. «Еще какой дружный! Веселый! В электросетях же только медвежьегорские работали почти, все друг друга знали. Текучки не было, хотя зарплаты невеликие платили», - вспоминает Николай Георгиевич. – «Праздники все вместе отмечали. Грибы, ягоды, рыбалка – тоже вместе. Жалеем ли что в электросети на работу попали? Нет, конечно. А чего жалеть? Жизнь хорошая была…»

Александр Ершов

 
 
Контакты:
Петрозаводск,
ул. Новосулажгорская, 22
Приемная:
(8142) 
59-13-44
Центр обслуживания потребителей
г. Петрозаводск, ул.Пограничная 21
8-800-200-11-48
 
Пресс-служба:
(8142) 79-02-47
 
 
Вопрос:

У нас Садово-огородническое товарищество. Скажите, входит ли в договор о технологическом присоединении установка КТП за счёт сетевой компании?
Подробнее...

Вопрос-ответ | Задать вопрос

 

Вакансии:

  • Техник по учету электроэнергии
  • Консультант информационного обеспечения 1С:ERP
  • Старший инженер-проектировщик
  • Электромонтер службы релейной защиты.
  • Электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке

 

Телефон: (8142) 59-13-22

E-mail: kadry@psk-karelia.ru